Я всегда считала, что слово м а к е т - это конструкция какого- либо сооружения в уменьшенном масштабе, выполненная из картона или фанеры. Удивление меня постигло, когда однажды прочла на табличке фасада старинного вида, в классическом стиле здания на улице Луначарского надпись: «МАКЕТ ЗАГОРОДНОГО ДОМА АРХИТЕКТОРА М. П. МАЛАХОВА».

…Так я узнала, что слово м а к е т означает не только уменьшенном виде, но и модель в натуральную величину. Почему же такое величественное здание, настоящее, из кирпича – макет? И кто такой М.П. Малахов, имевший столь роскошный загородный дом?
Официально екатеринбургский период Михаила Павловича Малахова начинается с 1 февраля 1815 года, в качестве архитектора Екатеринбургских з а в о д о в. К тому времени зодчий имел уже достаточный капитал, чтобы построить себе, теперь известный всем, дом на улице Луначарского. Компактный, трехэтажный особняк, украшенный двухярусным четырехколонным портиком, опирающимся еще и на аркаду, увенчанный ротондой и куполом выглядит богато, свободно, непринужденно!

А построен он… Вот тут-то и получается невольная запинка.

Дом для себя М.П. Малахов построил в 1815-1817 годах (тогда это действительно получалось за городом). Зодчему в это время было около тридцати двух, он холост, трудолюбив, говорят, ни разу не использовал полагавшийся ему отпуск. За плечами Петербургская Императорская Академия художеств. Надо сказать, что талантливых детей в Академии тогда училось много, вспомним хотя бы судьбу Карла Брюллова. Но Миша Малахов, поступивший в 16 неполных лет, прошел весь курс за год с небольшим, причем получил диплом первой степени и шпагу – в истории Академии это случай редкий. Позже он добивается места архитектурного помощника в мастерской известных зодчих А.Н. Воронихина и И.Е. Старова, по проектам которых на рубеже 18-19 столетий в Петербурге строились знаменитый Казанский собор, медико- хирургическая академия, театры. Здесь, в столице, славящейся пышными, роскошными дворцовыми комплексами, удивлявшими мир своей изысканностью, молодой архитектор получает бесценный практический опыт, который пронес через всю свою жизнь. Человек выдающихся способностей, он в столице не нашел должного применения своим знаниям и, чувствуя в себе большой потенциал, уехал в Оренбургскую крепость «казенным архитектором», где трудился десять лет – словом, лучшая пора жизни, когда творческая энергия молодости еще в зените, но уже подкреплена зрелым опытом.

Итак, Михаил Павлович только что переехал в Екатеринбург, не был еще, по- видимому, загружен заказами, и в дом, который решил построить для себя, вложил всю силу своего неординарного таланта. Исследователи отмечают полноту самовыражения мастера в этом своем творении: в последующих его работах развиваются и тиражируются приемы и находки, уже примененные здесь, в первом из документально подтвержденных екатеринбургских строений Малахова.

Место было живописное - рядом с речушкой, которую сразу нарекли Малаховкой. Старожилы помнят еще и знаменитый Малаховский ключ, из которого брал чистейшую воду (полтора века уж точно) весь Екатеринбург. В начале 60-х годов этот говорливый прозрачный родник еще жил. Здесь бы соорудить нам свой уральский фонтан, был бы известен не меньше Бахчисарайского. Да где уж! Представители нового племени градостроителей, обремененные манией исключительной власти, чудо природы замуровали, застроили, уничтожили. И Малаховскую улицу, что шла от его дома, в 1919 году переименовали в Энгельса. Имя архитектора на карте города все-таки есть: бульвар Малахова на Вторчермете. В 50-х годах, когда прокладывали трамвайный путь, при расширении улицы Луначарского был срезан помешавший центральный портик с колоннами – исторический особняк обезобразили. К 70-м годам первый этаж ушел под землю, в подвале стояла вода, падала кусками штукатурка. Оказывается, что чудесный проект своего дома М. Малахов воплотил - в дереве, сымитировав облик кирпичного сооружения штукатуркой. Более полутора веков простоял деревянный красавец – дом! (вряд ли постройки современного времени смогли бы выстоять полтора века). И обветшал до такой степени, что реставрировать его было уже немыслимо. Памятник безнадежно погибал.

И тогда было принято необычное и смелое решение: деревянный Малаховский дом снести и вместо него сделать – нет, пожалуй, на этот раз не копию, а именно оригинал, потому что впервые авторский замысел получил замечательное воплощение: дом строился на этот раз из кирпича. Курьезно, конечно, выглядела надпись на щите, извещавшая прохожих: «Памятник архитектуры – дом Малахова – строит бригада тов. такого-то», - но, это было единственно верное решение. Главным инициатором перестройки, нашедшим на это деньги, был «Электроуралмонтаж», его наладочное управление, которому для размещения выделили старый Малаховский дом. К чести новых хозяев – они не оказались временщиками и поняли: память о таком человеке, как М.П. Малахов – выдающемся уральском зодчем, главном создателе классического облика Екатеринбурга, должна быть красивой и долгой.

Да, это совершенно заново построенный памятник (вот он- макет в натуральную величину), и встал он на полтора десятка метров левее и метров на 15-20 дальше от улицы, чем тот деревянный. От родной постройки сохранился только бельведер - купол, очень точно перенесенный на новое здание. Случай помог найти один из фрагментов капители, по которому были воссозданы все колонны, некогда украшавшие фасад особняка.

Но старый дом, когда его убирали, отчаянно сопротивлялся. И.А. Зайков, в то время генеральный директор наладочного управления и М.Е. Федоров, бывший начальник строительного участка, рассказывали, как трудно было разбирать бревна из лиственницы. Их не брала даже пила «Дружба». Удивляли современных строителей гвозди и штыри, не поддающиеся ржавчине, причем каждый с клеймом мастера. А какой необычный утеплитель был проложен между венцами – мох с некими добавками, в котором не нашли следов ни грызунов, ни тараканов, ни клопов, ни моли!

Сегодня дом Малахова – светлое пятно среди каменных коробок, одно из знаковых мест в Екатеринбурге. Но видим мы его в основном снаружи.

Под колоннами парадный вход. Архитектор эту часть отводил центральному холлу, вокруг которого были, вероятно, столовая, его кабинет, библиотека. Сюда 187 лет тому назад после венчания 44-х летний Михаил Павлович Малахов ввел свою нареченную, 18-тилетнюю Веру Колобову…

Как ни прозаично звучит, но в настоящее время в здании разместились две компании алкогольной продукции и офисы ресторанного бизнеса.

А может бы лучше – М У З Е Й? Музей прославленного архитектора, кому этот дом принадлежит по праву. И добрая слава тоже.


Рябинина Татьяна, экскурсовод