- 05.04.2016 в 15:00
- 2919
- Распечатать
Владимир Кошелев, уральский художник, мастер акварели, родился в 1933 г. в г. Ардатове (Мордовия), затем переехал в Свердловск, где в 1958 г. окончил живописно-педагогическое отделение Свердловского художественного училища им. И.Д. Шадра. С 1959 по 1971 гг. работал художником-мультипликатором на Свердловской киностудии, с 1970 г. - в живописном цехе творческо-производственного комбината Художественного фонда. С 1970 г. начал активно участвовать в художественных выставках разного уровня - от городских до международных, в 1980 г. вступил в Союз художников СССР.
Траектория художественной биографии Владимира Кошелева резко изменилась в 1977 г., когда по воле случая он оказался в творческой бригаде акварелистов Союза художников СССР. Это особое сообщество работавших в технике акварели художников с 1977 по 1988 гг. объездило едва ли не всю страну - от Прибалтики до Камчатки, повсюду фиксируя и эпохальные события в истории страны (строительство заводов в Нижнем Тагиле, Магнитогорске, Качканаре и др.), и трудовые будни (лов рыбы на Камчатке, на о-ве Диксон, в Лиепайе, сбор урожая в Молдавии и др.), и, конечно же, природную красоту безграничных просторов СССР. Акварели В. Кошелева в этот период, как и работы остальных участников творческой бригады, были представлены на всесоюзных выставках в многочисленных сериях: «Нижнетагильский широкополочный стан», «Качканарский горно-обогатительный комбинат», «Уральская металлургия» «Трудовые ритмы БАМа», «Тында - Беркатит», «Магнитка-79», «Трудовые будни Лиепайского рыболовецкого колхоза «Большевик» и др. Целые серии акварелей уральского мастера сейчас находятся в музеях Екатеринбурга, Ирбита, Магнитогорска, Петропавловска-Камчатского, стран СНГ, а также в частных коллекциях России, Англии, США.
Именно в творческом общении с акварелистами, собравшимися со всех уголков Советского Союза, - Р. Бема, А. Губарева, В. Купцова, Н. Богородской, Т. Мацаберидзе и др. - сформировалась творческая манера и неповторимый художественный язык Владимира Кошелева, не изменяющего акварели до сих пор. В этих поездках он глубоко проникся её особыми качествами, соединяющими в себе как характеристики живописи (разнообразие цвета и тона, лепка формы и построение пространства цветом), так и графики (активная роль бумаги в изображении, отсутствие рельефности мазка). Водорастворимые краски, представляющие собой прозрачную взвесь тонкого пигмента и воды, позволяют создавать эффект лёгкости, воздушности изображения и передавать тонкие цветотональные переходы. Наиболее важным для акварели качеством является белизна бумаги, служащая источником света, выполняющая роль белой краски. Для акварели очень важны натурные наброски, которые помогают впоследствии художникам создавать самые разнообразные сюжеты или предавать любые эмоциональные состояния.
Владимир Кошелев - настоящий мастер акварели. Давно отойдя от производственной темы и некоторой схематичности реализма, он всецело посвятил себя изображению природного мира, создавая пейзажи и натюрморты. Свободное, виртуозное владение разными акварельными техническими приемами дает этому автору невероятные возможности для решения самых смелых творческих задач. Особую роль в творчестве В. Кошелева играет пейзаж, который никогда не является фотографическим изображением реальности, тем более, в столь специфической технике как акварель. Субъективированная, одухотворенная чувством и мыслью художника природа из безличного носителя красоты в глазах зрителя превращается в художественную и эстетическую ценность, столь важную для множества людей, живущих в одном времени и пространстве. Общение с природой, лицезрение ее воплощённой в красках рукой мастера красоты позволяет приблизиться к сокровенному, тому, что встаёт за видимым миром, ведь образ вне зримого - едва ли не самое ценное в произведении искусства. Намёки, ассоциации, чувства, встающие за узнаваемым видом, играют самую важную роль в общении зрителя и картины. Пейзажи словно приобщают смотрящего к вечному движению природы, круговороту жизни, объединяя мироздание и человека, давая последнему ощущение космической сопричастности к Абсолюту, тяга к которому присуща даже в технократический век… Акварели Владимира Кошелева внушают чувство сопричастности человека природному миру, они космологичны по своей внутренней сущности, вовлекая зрителя в процесс погружения, переживания картины, делая его частью пульсирующего живыми токами природного мира. Удивительно пространственное построение акварелей - оставляя свободное дыхание на переднем плане, художник открывает часть верхней плоскости листа, драматически сопрягая небо и землю, соединяя их, творит, подобно демиургу, пространство, наполненное жизнью.
Музыкальность цветовых и световых аккордов, тонкость нюансов, хрупкая гармония тональных переходов, артистизм и непринуждённость в передаче эмоциональных состояний особенно характерны для зимних пейзажей автора. Особым чудесным переживанием являются для зрителей работы «Куржак», «Зимний день на даче», «Зимой», где при всей внешней статичности акварельные листы наполнены внутренней пульсацией и скрытой энергией, передаваемыми художником через диагональные композиции, цветовые и светотеневые контрасты, симфонической согласие горизонтальных и диагональных ритмов. Красочная живописная поверхность, нарядный колорит, доминирование светоносности, цветовые акценты отличают летние виды художника, а поэтичность аккордов изысканной цветовой гаммы - осенние. Времена года меняются не столько в природе, сколько в смотрящем, которому позволено приобщиться к некоей тайне, открываемой автором, задающим импульс и передающим его через видимые образы. В процессе вглядывания в изображаемое зритель имеет возможность пережить духовную трансформацию Фигурки люди, помещаемые в природные пространства, лишены индивидуальных черт, скорее, они только означают человеческое присутствие в мире и являются образами, соединяющими человеческое и природное начала единого мира.
В 2015 г. Владимир Петрович Кошелев стал лауреатом премии Губернатора Свердловской области «За выдающиеся достижения в области литературы и искусства».
Траектория художественной биографии Владимира Кошелева резко изменилась в 1977 г., когда по воле случая он оказался в творческой бригаде акварелистов Союза художников СССР. Это особое сообщество работавших в технике акварели художников с 1977 по 1988 гг. объездило едва ли не всю страну - от Прибалтики до Камчатки, повсюду фиксируя и эпохальные события в истории страны (строительство заводов в Нижнем Тагиле, Магнитогорске, Качканаре и др.), и трудовые будни (лов рыбы на Камчатке, на о-ве Диксон, в Лиепайе, сбор урожая в Молдавии и др.), и, конечно же, природную красоту безграничных просторов СССР. Акварели В. Кошелева в этот период, как и работы остальных участников творческой бригады, были представлены на всесоюзных выставках в многочисленных сериях: «Нижнетагильский широкополочный стан», «Качканарский горно-обогатительный комбинат», «Уральская металлургия» «Трудовые ритмы БАМа», «Тында - Беркатит», «Магнитка-79», «Трудовые будни Лиепайского рыболовецкого колхоза «Большевик» и др. Целые серии акварелей уральского мастера сейчас находятся в музеях Екатеринбурга, Ирбита, Магнитогорска, Петропавловска-Камчатского, стран СНГ, а также в частных коллекциях России, Англии, США.
Именно в творческом общении с акварелистами, собравшимися со всех уголков Советского Союза, - Р. Бема, А. Губарева, В. Купцова, Н. Богородской, Т. Мацаберидзе и др. - сформировалась творческая манера и неповторимый художественный язык Владимира Кошелева, не изменяющего акварели до сих пор. В этих поездках он глубоко проникся её особыми качествами, соединяющими в себе как характеристики живописи (разнообразие цвета и тона, лепка формы и построение пространства цветом), так и графики (активная роль бумаги в изображении, отсутствие рельефности мазка). Водорастворимые краски, представляющие собой прозрачную взвесь тонкого пигмента и воды, позволяют создавать эффект лёгкости, воздушности изображения и передавать тонкие цветотональные переходы. Наиболее важным для акварели качеством является белизна бумаги, служащая источником света, выполняющая роль белой краски. Для акварели очень важны натурные наброски, которые помогают впоследствии художникам создавать самые разнообразные сюжеты или предавать любые эмоциональные состояния.
Владимир Кошелев - настоящий мастер акварели. Давно отойдя от производственной темы и некоторой схематичности реализма, он всецело посвятил себя изображению природного мира, создавая пейзажи и натюрморты. Свободное, виртуозное владение разными акварельными техническими приемами дает этому автору невероятные возможности для решения самых смелых творческих задач. Особую роль в творчестве В. Кошелева играет пейзаж, который никогда не является фотографическим изображением реальности, тем более, в столь специфической технике как акварель. Субъективированная, одухотворенная чувством и мыслью художника природа из безличного носителя красоты в глазах зрителя превращается в художественную и эстетическую ценность, столь важную для множества людей, живущих в одном времени и пространстве. Общение с природой, лицезрение ее воплощённой в красках рукой мастера красоты позволяет приблизиться к сокровенному, тому, что встаёт за видимым миром, ведь образ вне зримого - едва ли не самое ценное в произведении искусства. Намёки, ассоциации, чувства, встающие за узнаваемым видом, играют самую важную роль в общении зрителя и картины. Пейзажи словно приобщают смотрящего к вечному движению природы, круговороту жизни, объединяя мироздание и человека, давая последнему ощущение космической сопричастности к Абсолюту, тяга к которому присуща даже в технократический век… Акварели Владимира Кошелева внушают чувство сопричастности человека природному миру, они космологичны по своей внутренней сущности, вовлекая зрителя в процесс погружения, переживания картины, делая его частью пульсирующего живыми токами природного мира. Удивительно пространственное построение акварелей - оставляя свободное дыхание на переднем плане, художник открывает часть верхней плоскости листа, драматически сопрягая небо и землю, соединяя их, творит, подобно демиургу, пространство, наполненное жизнью.
Музыкальность цветовых и световых аккордов, тонкость нюансов, хрупкая гармония тональных переходов, артистизм и непринуждённость в передаче эмоциональных состояний особенно характерны для зимних пейзажей автора. Особым чудесным переживанием являются для зрителей работы «Куржак», «Зимний день на даче», «Зимой», где при всей внешней статичности акварельные листы наполнены внутренней пульсацией и скрытой энергией, передаваемыми художником через диагональные композиции, цветовые и светотеневые контрасты, симфонической согласие горизонтальных и диагональных ритмов. Красочная живописная поверхность, нарядный колорит, доминирование светоносности, цветовые акценты отличают летние виды художника, а поэтичность аккордов изысканной цветовой гаммы - осенние. Времена года меняются не столько в природе, сколько в смотрящем, которому позволено приобщиться к некоей тайне, открываемой автором, задающим импульс и передающим его через видимые образы. В процессе вглядывания в изображаемое зритель имеет возможность пережить духовную трансформацию Фигурки люди, помещаемые в природные пространства, лишены индивидуальных черт, скорее, они только означают человеческое присутствие в мире и являются образами, соединяющими человеческое и природное начала единого мира.
В 2015 г. Владимир Петрович Кошелев стал лауреатом премии Губернатора Свердловской области «За выдающиеся достижения в области литературы и искусства».
Галина Шарко, искусствовед.
Комментарии к записи