- 19.04.2016 в 14:00
- 1600
- Распечатать
Современные художники не балуют нас портретами на многочисленных выставках, есть они, конечно, но не слишком много. Всякие мысли появляются по этому поводу. Вытеснил фотопортрет? Или может быть портрет начал вымирать, как слишком сложный или невостребованный жанр изобразительного искусства? Ни того ни другого не скажешь. Все работает, портреты продолжают писать. А вот на выставке портрет – редкий и, потому вдвойне интересный, гость.
При такой сложной ситуации с портретами радует неожиданное: выставка портрета, да еще и четвертая за два года – это Борис Хохонов с проектом «Два в одном». И еще, практически социалистические обязательства автором взяты: сто портретов надо показать зрителям. Это значит написать их надо гораздо больше, чтобы показать сто… Что же сподвигло автора на такой дерзкий художественный поступок? Интерес к человеку, к личности, желание измерить глубину личности? Или разобраться в себе? А может и вовсе прагматические какие цели преследует художник? Каков бы ни был ответ на этот вопрос, практическое решение очень импонирует. Возобновить подлинный интерес к личности, к ее ценности и высокой значимости, это очень важная сверхзадача, которую может поставить перед собой художник. Трудно обойтись без банальностей, но ведь и правда. каждый человек – огромный непознаваемый мир, космос, вселенная. И мы можем только соприкоснуться с этим космосом. Выставка дает эту возможность.
Разные персонажи перед нами на выставке. Что объединяет их? Только то, что они оказались интересны автору, вызвали у него какие-то чувства. Художник утверждает, что это чувство восхищения. Однако, чувство восхищения не мешает кисти быть беспристрастной и проницательной настолько, что зритель может увидеть на портрете то, что в жизни в человеке не увидишь. И это увиденное не всегда лицеприятно для модели.
Сам ли художник видит или рука его мудрее глаза, но видим мы на портретах Свет, а Он есть в каждом человеке. Кто-то дал внутреннему Свету волю и светится, кому-то труднее открыть дорогу радости, груз жизненный давит. Под разными чувствами люди прячут свой Свет, но он все равно пробивается наружу. Чему немало способствует светлая и лаконичная цветовая гамма, и скупость выразительных средств художника.
Свет внутренний и свет наружный и виден каждый, как на ладони. И понимаешь в очередной раз, что человек многомерен и уживаются в нем качества, на первый взгляд невозможные. Например, цинизм и хитрость с беззащитностью и хрупкостью. И это всего лишь броня, которой прикрывает человек свой Свет, защищает его.
Но картина открывает не только модель, она еще очень много рассказывает об авторе. И выбор модели, и композиционное и цветовое решение что-то рассказывают нам об авторе. А здесь еще большая удача: мы можем глубже заглянуть во внутренний мир автора выставки.
Вспомним, что выставка называется «Два в одном». И если первое – это портреты, то вторая часть, вся, в совокупности, - это объединенный автопортрет художника. При чем ностальгический. Не декларативно, но очень иносказательно рассказывает нам автор о своих детских впечатлениях и переживаниях. Как будто боится спугнуть того, дальнего мальчишку, вспоминает о детских способах познания мира, открытиях и первых оценочных суждениях.
Все мы Дети и как бы мы не прятали нашего внутреннего ребенка, он все равно остается и просит защиты у нас же, но уже повзрослевших. И как хорошо, когда за спиной нашего маленького Я стоит громада в лице Отца, тогда ничего не страшно и можно продолжать исследовать мир исключительно мальчишескими, иногда очень экстремальными художественными средствами. Так, как это и делает художник Борис Хохонов.
При такой сложной ситуации с портретами радует неожиданное: выставка портрета, да еще и четвертая за два года – это Борис Хохонов с проектом «Два в одном». И еще, практически социалистические обязательства автором взяты: сто портретов надо показать зрителям. Это значит написать их надо гораздо больше, чтобы показать сто… Что же сподвигло автора на такой дерзкий художественный поступок? Интерес к человеку, к личности, желание измерить глубину личности? Или разобраться в себе? А может и вовсе прагматические какие цели преследует художник? Каков бы ни был ответ на этот вопрос, практическое решение очень импонирует. Возобновить подлинный интерес к личности, к ее ценности и высокой значимости, это очень важная сверхзадача, которую может поставить перед собой художник. Трудно обойтись без банальностей, но ведь и правда. каждый человек – огромный непознаваемый мир, космос, вселенная. И мы можем только соприкоснуться с этим космосом. Выставка дает эту возможность.
Разные персонажи перед нами на выставке. Что объединяет их? Только то, что они оказались интересны автору, вызвали у него какие-то чувства. Художник утверждает, что это чувство восхищения. Однако, чувство восхищения не мешает кисти быть беспристрастной и проницательной настолько, что зритель может увидеть на портрете то, что в жизни в человеке не увидишь. И это увиденное не всегда лицеприятно для модели.
Сам ли художник видит или рука его мудрее глаза, но видим мы на портретах Свет, а Он есть в каждом человеке. Кто-то дал внутреннему Свету волю и светится, кому-то труднее открыть дорогу радости, груз жизненный давит. Под разными чувствами люди прячут свой Свет, но он все равно пробивается наружу. Чему немало способствует светлая и лаконичная цветовая гамма, и скупость выразительных средств художника.
Свет внутренний и свет наружный и виден каждый, как на ладони. И понимаешь в очередной раз, что человек многомерен и уживаются в нем качества, на первый взгляд невозможные. Например, цинизм и хитрость с беззащитностью и хрупкостью. И это всего лишь броня, которой прикрывает человек свой Свет, защищает его.
Но картина открывает не только модель, она еще очень много рассказывает об авторе. И выбор модели, и композиционное и цветовое решение что-то рассказывают нам об авторе. А здесь еще большая удача: мы можем глубже заглянуть во внутренний мир автора выставки.
Вспомним, что выставка называется «Два в одном». И если первое – это портреты, то вторая часть, вся, в совокупности, - это объединенный автопортрет художника. При чем ностальгический. Не декларативно, но очень иносказательно рассказывает нам автор о своих детских впечатлениях и переживаниях. Как будто боится спугнуть того, дальнего мальчишку, вспоминает о детских способах познания мира, открытиях и первых оценочных суждениях.
Все мы Дети и как бы мы не прятали нашего внутреннего ребенка, он все равно остается и просит защиты у нас же, но уже повзрослевших. И как хорошо, когда за спиной нашего маленького Я стоит громада в лице Отца, тогда ничего не страшно и можно продолжать исследовать мир исключительно мальчишескими, иногда очень экстремальными художественными средствами. Так, как это и делает художник Борис Хохонов.
Марина Прозорова, искусствовед.
Выставка продлится до конца апреля. Посмотреть ее можно в галерее "Эгида" Свердловской государственной филармонии. По адресу: улица Карла Либкнехта, 38 А
Выставка продлится до конца апреля. Посмотреть ее можно в галерее "Эгида" Свердловской государственной филармонии. По адресу: улица Карла Либкнехта, 38 А
Комментарии к записи