- 04.05.2016 в 14:00
- 2009
- Распечатать
Творчество Алексея Ефремова хорошо известно жителям Екатеринбурга: с конца 90-х он ведёт активную выставочную деятельность, давая зрителям возможность познавать своё творчество, главной темой которого является старый Екатеринбург - город, давно ушедший из современной реальности, но сохранившийся в воспоминаниях тех, кто его помнит и любит. Выпускник Свердловского художественного училища и факультета искусствоведения Уральского государственного университета им. А. М. Горького, Алексей Валентинович, с одной стороны, продолжает традиции русского реалистического искусства, с другой, - создаёт своё чувствование окружающего мира, воплощая в узнаваемых образах родного города и других пейзажах тот скрытый смысл, который выражает ментальные и культурно-символические установки не только автора, но и общества, в котором он живёт.
Пейзаж - излюбленный жанр А. Ефремова; несмотря на узнаваемость изображаемых видов, это всегда личностная интерпретация, выражение мировоззрения и мироощущения творца. Все города и деревни, местечки и поселения, которые встречаются на творческом пути А.Ефремова, в его трактовке обретают символический характер: каждое место, которое посетил художник, рождает причудливую цепь ассоциаций, мыслей и чувств, переживаемых зрителем. Художник создаёт композиции уравновешенные, ясные по строю, но внутренне очень активные - через боковые ракурсы, сложное взаимодействие ритмов, особенно диагональных, через светотеневые, тёплохолодные и цветовые контрасты рождается внутреннее движение. Как увлекательное приключение выглядит путешествие зрителя от картины к картине, ведь за каждой из них, как за окном в мир, разворачивается целая история.
Художник очень ответственно относится к пониманию созидающей силы творчества и особой миссии художника в жизни общества, о его возможности влиять на умы и сердца людей. Художником всё чаще признаётся разрушитель и провокатор, учёный-аналитик, компилятор, шоумэн, пользователь технологиями и т.д., а в продолжателе реалистических традиций зачастую видят лишь устаревшего ретрограда. Тем более отрадно наблюдать современного автора, создающего образы, отражающие реальность человеческого бытия, более того, реальность знакомую и знаковую - для жителей тех топосов, которые запечатлены на полотнах, но при этом чудесным образом преображённую внутренним видением автора и находящую созвучие и согласие в умах и сердцах зрителей.
Есть у художника картины мексиканской серии, переполненные солнечным светом, яркими красками, особым состоянием воздуха, кажется, звенящего от радостного возбуждения жизнью. Европейские виды А.Ефремова - имперский Рим, старая Прага, утончённая Вена, щеголеватая Венеция, сказочная долина Бадгаштайн в Австрии, наполненные ароматом Средневековья Перуджа и Сиена - позволяют зрителю узнать соборы, мосты, улочки, здания, природные виды, переданные с таким трепетным и тонким лирическим чувством, что словно внушают уверенность: прекрасная жизнь в согласии с миром и самим собой возможна, когда человек наполняет бытие любовью - к себе самому, к плодам своего труда, к освоенному, обжитому, одухотворённому миру.
Отчётливо звучит южная тема в творчестве художника - пространство холстов, с неизменным чистым, почти лазоревым небом, светоносным воздушным пространством, преобладающим тёплым колоритом, несут чувства радости, широты и света, согласия с природой, которых так не хватает зачастую суровым и сдержанным в общении жителям северных широт.
Но где бы ни находился художник, он всегда возвращается - на родной Урал, певцом которого стал давно... Сияющая синь небес, белокаменные храмы, увенчанные куполами, звенящая молодая зелень цветущих яблонь, полный прохлады и свежести ручей, яркое буйство осенней листвы - всё это доступно профессиональному исполнению мастера. Художник, отсекая, отметая всё лишнее, обобщая, выявляя главное, выходя на уровень условно-метафорического языка, поэтизируя и идеализируя изображаемые виды. Екатеринбург, Тобольск, Верхотурье, Меркушино - важные духовные ориентиры, эти топосы наполнены особой силой, духовной энергией, они олицетворение вечной красоты, которая определяет лирические, мечтательно-элегические, иногда торжественные настроения, открывающиеся через задающие пульс эстетических переживаний архитектурные формы. Совершенно чудесны зимние пейзажи А. Ефремова, в которых белый цвет, символически передающий чистоту, свежесть чувств, целомудренность, вносящий особый торжественный строй в общее звучание картины, многомерен и сложен, поскольку художник, используя рефлексы, передаёт особое настроение, свойственное только зимним дням.
Невероятным открытием для зрителя может оказаться китайская серия пейзажей, в которой трёхнедельное путешествие художника сложилось в своеобразную «выставку в чемодане». Города Шанхай, Чжоучжуань, Бэйхай оказались наполненными огромным количеством открытий, запечатлённых Алексеем Ефремовым в 23 работы. Экзотические виды Южного Китая материализовались в красочные, яркие, звучные цветовые аккорды, передающие и многоголосие шумных улиц, и журчание рек, и волнение горных поверхностей, и вибрацию света и воздуха. Таинственность неизведанных далей, незнакомый и волнующий мир и, вместе с тем, подмеченная острым взглядом мастера схожесть бытования разных народов открывается в пейзажах.
Художнику под силу в любой избранной им форме донести своё личное восприятие, свои впечатления до зрителя так точно и трепетно, чтобы и тот смог пережить волнующее чувство сопричастности совершенной Красоте и гармонии, которые переполняют окружающий мир, и человек может понять совершенство замысла Творца, если сумеет настроиться на должный лад, почувствовав то духовное натяжение, которое, исходя от высших начал, всегда присутствует в мире, но не всегда доступно тому, кто не настроен на внутреннее горение.
Пейзаж - излюбленный жанр А. Ефремова; несмотря на узнаваемость изображаемых видов, это всегда личностная интерпретация, выражение мировоззрения и мироощущения творца. Все города и деревни, местечки и поселения, которые встречаются на творческом пути А.Ефремова, в его трактовке обретают символический характер: каждое место, которое посетил художник, рождает причудливую цепь ассоциаций, мыслей и чувств, переживаемых зрителем. Художник создаёт композиции уравновешенные, ясные по строю, но внутренне очень активные - через боковые ракурсы, сложное взаимодействие ритмов, особенно диагональных, через светотеневые, тёплохолодные и цветовые контрасты рождается внутреннее движение. Как увлекательное приключение выглядит путешествие зрителя от картины к картине, ведь за каждой из них, как за окном в мир, разворачивается целая история.
Художник очень ответственно относится к пониманию созидающей силы творчества и особой миссии художника в жизни общества, о его возможности влиять на умы и сердца людей. Художником всё чаще признаётся разрушитель и провокатор, учёный-аналитик, компилятор, шоумэн, пользователь технологиями и т.д., а в продолжателе реалистических традиций зачастую видят лишь устаревшего ретрограда. Тем более отрадно наблюдать современного автора, создающего образы, отражающие реальность человеческого бытия, более того, реальность знакомую и знаковую - для жителей тех топосов, которые запечатлены на полотнах, но при этом чудесным образом преображённую внутренним видением автора и находящую созвучие и согласие в умах и сердцах зрителей.
Есть у художника картины мексиканской серии, переполненные солнечным светом, яркими красками, особым состоянием воздуха, кажется, звенящего от радостного возбуждения жизнью. Европейские виды А.Ефремова - имперский Рим, старая Прага, утончённая Вена, щеголеватая Венеция, сказочная долина Бадгаштайн в Австрии, наполненные ароматом Средневековья Перуджа и Сиена - позволяют зрителю узнать соборы, мосты, улочки, здания, природные виды, переданные с таким трепетным и тонким лирическим чувством, что словно внушают уверенность: прекрасная жизнь в согласии с миром и самим собой возможна, когда человек наполняет бытие любовью - к себе самому, к плодам своего труда, к освоенному, обжитому, одухотворённому миру.
Отчётливо звучит южная тема в творчестве художника - пространство холстов, с неизменным чистым, почти лазоревым небом, светоносным воздушным пространством, преобладающим тёплым колоритом, несут чувства радости, широты и света, согласия с природой, которых так не хватает зачастую суровым и сдержанным в общении жителям северных широт.
Но где бы ни находился художник, он всегда возвращается - на родной Урал, певцом которого стал давно... Сияющая синь небес, белокаменные храмы, увенчанные куполами, звенящая молодая зелень цветущих яблонь, полный прохлады и свежести ручей, яркое буйство осенней листвы - всё это доступно профессиональному исполнению мастера. Художник, отсекая, отметая всё лишнее, обобщая, выявляя главное, выходя на уровень условно-метафорического языка, поэтизируя и идеализируя изображаемые виды. Екатеринбург, Тобольск, Верхотурье, Меркушино - важные духовные ориентиры, эти топосы наполнены особой силой, духовной энергией, они олицетворение вечной красоты, которая определяет лирические, мечтательно-элегические, иногда торжественные настроения, открывающиеся через задающие пульс эстетических переживаний архитектурные формы. Совершенно чудесны зимние пейзажи А. Ефремова, в которых белый цвет, символически передающий чистоту, свежесть чувств, целомудренность, вносящий особый торжественный строй в общее звучание картины, многомерен и сложен, поскольку художник, используя рефлексы, передаёт особое настроение, свойственное только зимним дням.
Невероятным открытием для зрителя может оказаться китайская серия пейзажей, в которой трёхнедельное путешествие художника сложилось в своеобразную «выставку в чемодане». Города Шанхай, Чжоучжуань, Бэйхай оказались наполненными огромным количеством открытий, запечатлённых Алексеем Ефремовым в 23 работы. Экзотические виды Южного Китая материализовались в красочные, яркие, звучные цветовые аккорды, передающие и многоголосие шумных улиц, и журчание рек, и волнение горных поверхностей, и вибрацию света и воздуха. Таинственность неизведанных далей, незнакомый и волнующий мир и, вместе с тем, подмеченная острым взглядом мастера схожесть бытования разных народов открывается в пейзажах.
Художнику под силу в любой избранной им форме донести своё личное восприятие, свои впечатления до зрителя так точно и трепетно, чтобы и тот смог пережить волнующее чувство сопричастности совершенной Красоте и гармонии, которые переполняют окружающий мир, и человек может понять совершенство замысла Творца, если сумеет настроиться на должный лад, почувствовав то духовное натяжение, которое, исходя от высших начал, всегда присутствует в мире, но не всегда доступно тому, кто не настроен на внутреннее горение.
Галина Шарко, искусствовед.
Комментарии к записи